Чем грозит бухгалтеру отсутствие учётной политики?

2 июля 2018

Что такое учетная политика?

Учетная политика – документ, разработанный бухгалтером и руководителем компании, примерно страниц на пятьдесят, на основании которого предприятие ведет бухгалтерский учет.

Идеальный вариант, если учетная политика будет разработана и утверждена в период открытия предприятия. 

Учетная политика является «настольной книгой» каждого бухгалтера, ведь в ней должно быть прописано:

  • какие использовать проводки при покупке и продаже товара
  • как посадить на приход приобретенный антивирус или подписку на Учет.kz
  • как учитывать канцелярские товары и питьевую воду, приобретенную в офис
  • как учесть материалы, используемые в ремонте офиса
  • правила отнесения затрат на расходы и другие операции, возникающие на предприятии ежедневно

От вышеуказанных действий зависит не только правильность отражения операций в учете, но и напрямую расход денег предприятия. Кто-то скажет: «Как от учета будут зависеть мои деньги, если я их трачу по своему усмотрению?».

Ответ прост: из неправильного отражения операций вытекает некорректность отчетов, из некорректных отчетов - недоимки по налогам, а из недоимки по налогам – пени.

Дочитав статью до конца, вы узнаете, как работать без штрафов и недоимки по налогам.

Важность учетной политики

Для отражения операций в учёте, обычно есть несколько вариантов. Но для упорядоченного учета, однородные операции должны отражаться одинаково. Нельзя купить два калькулятора и один отнести на расходы, а второй посадить на основные средства. На предприятиях, где отсутствует учетная политика, зачастую бухгалтеры так и поступают. Такая ситуация может возникнуть и при смене бухгалтеров, так как новый бухгалтер, как правило, не «копается» в учете прошлого, а все операции отражает по-своему.

Наличие учетной политики позволит обеспечить единый подход к бухгалтерскому учету в компании, независимо от смены бухгалтеров.

Кто обязан иметь учетную политику?

Все юридические лица и ИП должны работать в соответствии с Законом РК «О бухгалтерском учёте и финансовой отчетности». В Законе прописаны основные правила, которые бухгалтеры должны выполнять при ведении бухгалтерского учёта.

Помимо Закона, в своей практике бухгалтеры применяют Правила ведения бухгалтерского учёта, стандарты МСФО, НСФО или МСФО для МСБ в зависимости от масштаба компании.

Самым важным условием для ведения учета является корректное отражение первичных документов. «Первичка» составляет основу всего бухгалтерского учёта и финансовой отчетности.

В Законе и стандартах прописано, как нужно вести бухгалтерский учёт. Но не стоит забывать, что вся информация отражена обобщенно, то есть для всех организаций сразу. На практике ситуаций бывает множество, и для каждой должно быть свое законное решение. Для этого законодательство обязывает иметь Учетную политику.

Все субъекты предпринимательства, которые обязаны вести бухгалтерский учет, обязаны иметь учетную политику, вне зависимости ИП это или юридическое лицо.

Исключение - ИП  которые законодательно имеют право не вести бухгалтерский учет при одновременном соблюдении условий:

  • применяют в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан специальные налоговые режимы на основе патента, упрощенной декларации;
  • не состоят на регистрационном учете по налогу на добавленную стоимость;
  • не являются субъектами естественных монополий.

Ведение бухгалтерского учета в Алматы

Источник: uchet.kz


Вернуться на уровень выше